Четыре благородные истины буддизма

2015 ⟩ Эффективность

Буддийская ступа в Тубтен Линг

На прошлой недели мне удалось побывать на буддийских учениях в тибетском центре культуры и медитации «Тубтен Линг». Это были мои первые учения и я очень рад, что мне удалось встретиться с таким замечательным учителем, как Чокьи Ньима Ринпоче. Я уже лет десять интересуюсь буддизмом, но за это время дальше «интересующегося» так и не продвинулся. Эти учения стали для меня мощным толчком в изучении дхармы, после которых стало появляться более глубокое понимание того, как и в каком направление двигаться дальше. Сегодня я хотел бы рассказать о четырёх благородных истинах, которые являются фундаментом всего буддийского учения.

Безусловно, буддизм — это религия, но это лишь внешний атрибут, который необходим для понимания того места, которое – это учение должно занимать в жизни человека. По сравнению с авраамическими религиями человечества, буддизм не включает в себя ни поклонения божествам (Будде), не создаёт законченную концепцию мира, заполненную философскими размышлениями. Буддизм — это чистой воды учение опыта, в котором человек сам может удостовериться в практичности этих знаний – в основном благодаря практике медитации, и успешно применять их в своей жизни. Сам исторический Будда Шакьямуни, живший приблизительно 2 500 лет назад, говорил о том, что не стоит верить ни одному его слову и что каждый человек должен удостовериться в правдивости его слов на своём личном опыте.

В чём же заключается суть учения Будды?

После достижения просветления, Будда начал свою проповедь с четырёх базовых принципов, которые являются основой всех школ буддизма и называются «Четырьмя благородными истинами».

Сразу хочу выделить один очень важный момент. Здесь в тексте и в большинстве других источников используется слово страдание, как перевод термина «дукха», который использовал Будда для объяснения 4 благородных истин. Тем не менее это не вполне правильный перевод, так как Дукха имеет более широкое понятие, означающее неудовлетворённость. Это очень важно понимать, так как страдание обычно связывают с невыносимой физической и психической болью, но именно слово неудовлетворённость помогает глубже раскрыть весь смысл сказанного Буддой.

Истина о страдании

Первая истина гласит, что всё есть страдание. Это не пораженческая позиция отчаявшегося человека, а глубокое понимание тех процессов, на которых основана наша жизнь. Будда говорит: рождение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Соединение с неприятным — страдание, разъединение с приятным — так же является страданием.

Страдание в буддизме есть ничто иное, как фундаментальная основа бытия, поэтому даже счастье не является его противоположностью, а лишь одной из сторон страдания. Страдание, никогда не ведёт к счастью, в то время, как счастье всегда приводит к страданиям. В этом легко убедиться на паре простых примеров:

Представьте, что больше всего в жизни вы обожаете есть шоколадные конфеты, но с каждой съеденной конфетой вы получаете всё меньше удовольствия, что в результате, если вы не остановитесь их есть, приведёт к тому, что вы начнёте их ненавидеть и употребление любимых сладостей превратиться в пытку. То есть приведёт к страданию (неудовлетворённости).

Второй пример. Удачливый человек добился всего в жизни, у него есть большая семья, много денег, множество накопленных приятных впечатлений. Но так или иначе, в конце его ждёт смерть, после которой он не сможет забрать с собой все те накопленные за свою жизнь блага. То есть произойдёт упомянутое выше разъединение с приятным, что так же неизбежно приведёт к страданию.

Истина о причине страдания

Будда любил соотносить себя с врачом, а своих учеников с больным. Поэтому после постановки диагноза, он приводил следующий аргумент о причинах их болезни.

Причина страдания заключается в привязанности. Привязанность заключалась во влечение и желанию достигнуть счастья. При этом отвращение к неприятному так же является другой стороной влечения живых существ к счастью порождающему страдание. Этому процессу подвержены все живые существа, включая насекомых, животных и, конечно, человека.

Если взглянуть объективно на это понимание, то как это бы не цинично звучало, самым простым и логичным решением для проблемы страдания была «пуля в лоб». Но столь радикальное решение не могло бы сработать по причине наличия закона кармы.

В буддизме нет понятия души перерождающийся из жизни в жизнь. Речь идёт о непрерывном потоке ума, который благодаря закону причины-следствия («Сутра рисового ростка») цепляется за свои новые воплощения пытаясь избежать страдания. В конце жизни человеческое тело полностью разрушается, а вместе с ним и весь накопленный опыт. Тем не мене поток ума непрерывен и безначален, поэтому предыдущая жизнь, даёт толчок новому рождению в мире Сансары. Хорошим примером будет огонь свечи, который зажигает новую свечу или же более современный пример это лента киноплёнки, которая составляет единое целое, но имеет различные кадры последовательно переходящие во что-то новое.

Будда отрицал наличие внешней силы решающей кого наказать, а кому даровать счастье. Он утверждал, что любые действия как положительные, так и негативные оставляют отпечатки в потоке ума, которые словно ростки дают всходы в следующих жизнях. Буддисты говорят, что если ты хочешь узнать о своих деяниях в прошлых жизнях, посмотри на то, как ты прожил эту жизнь, а если хочешь узнать что будет с тобой в следующих, то нужно обратить внимание на, то что ты делаешь сейчас.

Даже если не брать во внимание научные исследования на тему ума, не являющегося результатом функционирования биологического тела. Закон кармы можно рассматривать с материалистической точки зрения, как информацию (гены, которые люди передают следующим поколениям или образ личности человека как пример для подражания) и результат человеческих деяний, плодами которых будут пользоваться другие (научные достижения, вещи сделанные руками, предметы искусства и т. д.).

Истина о прекращении страдания

Далее, Будда говорит о том, что болезнь эта излечима и освобождение от неё находится в достижение состояния нирваны, в котором прекращаются все желания, освобождая тем самым живое существо от страдания в круговороте рождений и смерти, то есть Сансаре.

Будда не давал точного описания Нирваны, по той причине, что это состояние находится вне человеческого опыта и не может быть описано какой-либо концепцией. Нирвана лишена двойственных признаков (большая – маленькая, заполненная – пустая, белая – чёрная и т. д.) поэтому попытка описать её любыми терминами будет изначально обречена на провал. Важно лишь понимать, что это состояние полной свободы, достигнуть которое способно каждое страдающее существо.

Истина о пути ведущем к прекращению страдания

Собственно, тут Будда выписывает рецепт больному, следуя которому тот сможет избавиться от болезни. Лекарством является срединный путь, который исходя из своего названия говорит нам о том, что решение проблемы находится между двумя крайностями — полным отрицанием мирских удовольствий заключённых в умерщвление плоти, как это делают аскеты в Индии и, напротив, бессмысленным стремлением к чувственным удовольствиям, которому люди придаются в погоне за мимолётным счастьем.

Срединный путь — он же благородный восьмеричный путь, содержит в себе три этапа мудрости, нравственности и сосредоточенности. Подробнее об этом пути я расскажу позднее, ограничусь лишь тем что это есть та самая дхарма (учение Будды), практикуя которую буддисты обретают эффективные инструменты для достижения своего личного счастья и счастья других живых существ, которым благодаря любви и раскрытию своего внутреннего потенциала способны помогать не только в этой жизни, но в последующих других.

Если вас заинтересовал буддизм, то в качестве общего ознакомления с этим учением я бы порекомендовал начать с книги Евгения Торчинова – «Введение в буддизм» и видеолекций другого замечательного буддолога Андрея Терентьева на сервисе YouTube.

Поделиться
Отправить
Запинить

Оставить комментарий